Если вам то и дело попадаются дети, которые плохо себя ведут и не желают подчиняться никаким правилам, это вовсе не порождения вашего воображения. Это подтверждают исследования. И дело здесь не в изощренности диагностики, а в том, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений.
Блестящее исследование Кэтрин Рейнольдс Льюис вылилось в бестселлер "Хорошие новости о плохом поведении. Самые непослушные дети за всю историю человечества - как с ними быть?" (Скоро выйдет на русском языке в издательстве "Карьера Пресс".)
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Кэтрин Льюис, где описываются эксперименты российских психологов, подтверждающие тот парадоксальный факт, что у современных детей действительно меньше самоконтроля чем десятилетия назад.
Глава 2
Эпидемия непослушания
Холодным зимним днем 2003 года в одном из московских детских
садов появились два психолога - Елена Смирнова и Ольга Гударева. Психологи
поздоровались с воспитателями и прошли в игровую, где и затеяли незамысловатый
эксперимент. Одного из детей они отвели в сторонку и попросили постоять
неподвижно, а сами в это время фиксировали, сколько времени он выдержит. После
этого ребенка попросили сыграть роль часового, охраняющего дворец, и,
опять-таки, засекли время.
Таким образом исследовательницы воспроизвели знаменитый
эксперимент 1948 года, в ходе которого советский психолог З.В. Мануйленко
продемонстрировала, что в ходе ролевой игры дети лучше контролируют свое
поведение. На протяжении нескольких месяцев Смирнова и Гударева повторяли
эксперимент, пока не были охвачены все дети, а также наблюдали за
самостоятельной игрой детей. Потом они вернулись в лабораторию и принялись
переставлять цифры и разбивать данные по возрастам, от четырех до семи лет.
Обнаружилось, что полученные результаты совпадают с результатами 1948 года: в
среднем ребенок может сохранять неподвижность дольше, если это задание является
частью игры.
Любопытнее было другое: оказалось, что дети, которых
наблюдали психологи, были менее зрелыми, чем дети из исследования 1948 года -
по крайней мере, в части игры. Так, лишь немногие из обследованных детей
принимали на себя те или иные роли и взаимодействовали с одногруппниками в
рамках воображаемого сюжета - поведение, которое за шестьдесят лет до того
Мануйленко описывала как вполне распространенное. "Чаще всего современные
дошкольники демонстрировали незрелость, неготовность к ролевой игре", -
написала мне Смирнова в ходе интервью по электронной почте. А ведь она
разбирается в играх - Елена Олеговна Смирнова возглавляет Центр психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек при МГППУ и является автором двадцати книг, в том
числе учебника по детской психологии.
Третье же открытие и вовсе ошеломляло: обнаружилось, что
уровень самоконтроля у современных детей значительно ниже, нежели был у их
сверстников пятьдесят пять лет назад. Играя в часового, современные четырех- и
пятилетки могли выстоять неподвижно лишь треть того времени, в течение которого
сохраняли неподвижность их ровесники в 1948 году. Дети шести-семи лет в среднем
сохраняли неподвижность в течение трех минут, а их ровесники сороковых годов -
в течение двенадцати.
Получается, что дети старшего дошкольного возраста времен
начала холодной войны могли сохранять неподвижность вчетверо дольше, нежели их
современные ровесники.
А впрочем, стоит ли уделять так много внимания каким-то там
играм? Разве у современных детей нет проблем посерьезнее?
Дело в том, что игра для ребенка - это отнюдь не мелочь.
Исследователи, которые десятилетиями занимаются вопросами детского развития,
накопили массу доказательств того, что игра - это занятие первоочередной
важности, основа взросления, деятельность, которая способствует развитию
абстрактного мышления, самоконтроля, навыков социального взаимодействия и
прочих важнейших умений. Так, например, именно в ходе ролевой игры дети впервые
выходят за пределы конкретного мышления. Когда ребенок держит кривую палку как
пистолет и кричит: "Бах! Бах! Ты убит!" - это уже абстрактное
мышление.
Кроме того, игра учит ребенка владеть собой. С одной
стороны, играть весело, с другой - присутствует социальное давление,
направленное на продолжение игры, и совокупность этих факторов побуждает
ребенка старательно контролировать собственные действия. Если ребенок будет
толкаться и топать ногами, другие дети могут отказаться играть с ним, а то и
сдачи дадут. Ребенок это знает, и знание это становится мощнейшим фактором, под
давлением которого он сдерживает собственные разрушительные импульсы -
мотивация, какой не добиться никакому взрослому, вмешайся он в игру. Обучаясь
владеть собой в игре, ребенок начинает лучше владеть своими чувствами и в
прочих областях жизни.
Итак, наблюдения Смирновой за играми детсадовцев 2003 года
не зря вызвали серьезное беспокойство у исследовательницы. Можно, конечно,
задуматься о том, не были ли наблюдаемые изменения побочным эффектом
коммунистического строя или, быть может, следствием распада Советского Союза.
Однако аналогичное снижение способности к самоконтролю у детей было
зафиксировано исследователями и в Соединенных Штатах.
Впервые вопрос о том, насколько мы лучше наших предков
справляемся с эмоциями, заинтересовал Джин Твендж в 90-е, когда она училась в
аспирантуре университета Мичигана. Сама Джин в детстве была настоящей
сорвиголовой, и потому стала исследовать гендерные роли, которые претерпевали
(и по сей день претерпевают) значительные изменения. Особенно ее захватила тема
психических заболеваний у женщин. Однажды Джин поделилась своими сомнениями с
профессором Сюзен Нолен-Хоэксема, рассказав, что никак не может выбрать тему
для диссертации. Профессор посоветовала ей рассмотреть динамику данных о
психических заболеваниях в разные годы.
- Помню, как она достала из ящика стола несколько статей и
сказала: "Вот тут есть данные, которые указывают на рост числа
депрессий", - вспоминает Твиндж, которая в итоге решила посвятить свою
диссертацию тревожности и невротизму. - И действительно, профессор оказалась
права.
Твиндж опубликовала работу, в которой показала, что в 1993
году показатели тревожности и невротизма у студентов колледжа и детей
значительно выросли по сравнению с показателями тех же групп в 1952 году.
Стоп, минутку - а может быть, современные доктора просто
стали лучше разбираться в психическом здоровье и эффективнее диагностировать
тревожность и депрессию?
Твиндж пришлось подкрепить свои результаты исследованиями.
Для этого она взяла данные о четырех психологических исследованиях, проведенных
в 1980-х годах с участием 6,9 миллионов американцев-учеников старших классов и
колледжей, а также данные об исследованиях аналогичной возрастной группы двадцать
лет спустя, и сравнила ответы на вопросы, посвященные импульсивности,
депрессии, тревоге и проблемам концентрации внимания. Поскольку речь в обоих
случаях шла не о диагнозах, а о симптоматике, полученные результаты невозможно
было списать на совершенствование диагностики или на повышение осведомленности
медиков.
Результаты встревожили исследовательницу: выяснилось, что за
последние двадцать лет резко выросла частота появления депрессивных симптомов и
симптомов дефицита внимания. Так, по данным одного из исследований, количество
подростков, испытывавших проблемы со сном и с ясностью мышления в 2012-2014
годах втрое превышало количество аналогичных случаев в 1982-1984 годах. Кроме
того, постоянно росло количество случаев неповиновения среди студентов колледжей.
Ныне занимая пост профессора психологии в государственном университете
Сан-Диего, Твиндж продолжает собирать доказательства серьезных культурных
изменений, под влиянием которых современная молодежь страдает тревожностью,
депрессией, неврозами и нарциссизмом значительно чаще, нежели их ровесники
тридцать или сорок лет назад.
Откуда взялись эти изменения? Точно сказать невозможно,
однако у Твиндж имеется несколько вполне обоснованных теорий.
- Мы не можем выделить фактор, который является причиной
этого. Мы даже не можем утверждать, что у этого явления есть конкретные
причины. У нас нет возможности случайным образом распределить людей по разным
поколениям, - объяснила она. - Но мы знаем, что концентрация на деньгах, славе
и имидже коррелирует с уровнем тревожности и количеством депрессий.
В период, отмеченный ростом числа депрессий и тревожности,
особенно активно развивались социальные сети, реалити-шоу и культура
селебритиз. Под их влиянием молодые люди ищут свои цели и стремления вовне и не
стремятся обратиться внутрь себя и задаться вопросом: кто я? Что делает меня
счастливым? Что вызывает у меня любопытство и желание знать больше? Люди,
ориентированные вовне - или, как называют их психологи, "люди с внешней
мотивацией", - как правило, менее счастливы и удовлетворены жизнью. Лучше
ориентироваться на внутреннюю мотивацию, следовать своим внутренним
побуждениями и интересам.
Если говорить о самых свежих тенденциях, то причиной роста
психических заболеваний вполне может быть распространение социальных сетей: все
новые исследования демонстрируют связь использования личных электронных
устройств с утратой социальных связей и снижением эмпатии. Один эксперимент
показал, что дети 10-12 лет, участвовавшие в учебной программе на открытом
воздухе и всего пять дней не пользовавшиеся гаджетами, продемонстрировали более
высокий уровень эмоционального интеллекта. Многочисленные исследователи
сообщают, что чем больше времени человек проводит в Фейсбуке, Инстаграме и тому
подобных сетях, тем выше вероятность возникновения у него подавленного
настроения.