Тонкая грань между реальностью и вымыслом

Крис Ван Олсбург является одним из крупнейших детских писателей XX века. И крупнейшим художником. Крупнейшим означает, что он создал то новое, что до него не существовало. А после него прочно ассоциируется с его вкладом в литературу и, так или иначе, узнается в произведениях последующих поколений. Кто-то первый должен был показать, что можно делать так. Хотя он вполне действующий писатель, и его новые произведения регулярно появляются на книжных полках. Но такова судьба классика. Он как бы был всегда. Аарон Бекер, Дэвид Виснер, братья Тан — прямые продолжатели жанра.

Так что же он создал? Если кратко, то детский магический реализм. В первом же своем произведении «Сад Абдула Гасази» Крис Ван Олсбург описывает совершенно обыденную ситуацию. Мальчик выгуливает собаку. Впрочем, собака не его. Он оказывается у ворот усадьбы, куда вход с собаками воспрещен. А он и не собирался. Собака сама нарушает запрет. А дальше… Дальше обыденное остается обыденным, но в реальности появляется другой слой, другое измерение. Чудесное. Оно, наверное, всегда существовало. Только оставалось незамеченным

Иногда иллюзию и реальность разделяет тонкая грань, которая едва заметна, заметна менее, чем нам бы того хотелось. И все мы время от времени можем ее пересечь. Совершенно случайно. Как это произошло с Аланом Митцем, который оказался в саду своего соседа среди странных деревьев, походящих на каких-то знакомых животных. В саду на каждом шагу чувствовалось, что надо всем нависает тень его хозяина — загадочного Абдула Гасази. Даже тогда, когда Алан покинул это место, что-то из этого сада проникло навсегда в жизнь Алана. И разве только Алана?! Когда читатель переворачивает последнюю страницу книги, еще долго что-то необычное, невероятное, какое-то эхо пронизывающего повествования и удивительные иллюстрации продолжают тревожить его и подталкивать воображение.

Строго говоря, писать Ван Олсбург ничего не собирался. Он собирался ваять. Но в Нью-Йорке, куда он приехал, в студии было холодно. И он рисовал скетчи. Только карандаш и бумага, игра света и тени. У него есть свой стиль, столь ценимый почитателями его таланта. Он показывал свои рисунки жене, а та своему другу — художнику Дэвиду Макалою. Макалой посоветовал Крису попробовать иллюстрировать детские книги. Но Ван Олсбург решил написать свою. Так в 1979 году вышел «Сад Абдула Гасази» и тут же стал лауреатом Оскара детской книжной иллюстрации — премии Кальдекотта. История началась.

Дальше последовали две культовые книги «Джуманджи» и «Полярный экспресс». С ними Ван Олсбург стал уже обладателем первых премий Кальдекотта (медалей). В «Полярном экспрессе» появился цвет. Истории остались такими же лаконичными и выразительными. В них серая обыденность жизни вдруг взрывалась. Присутствие чудесного заставляло видеть мир совершенно в другом свете. Нужно было только разглядеть это чудесное и… справиться с ним. Важнее всего было то, что чудесное, по мысли Ван Олсбурга, всегда есть под покровом скуки повседневности. И чтобы его обнаружить, надо лишь как-то взглянуть на все по-другому. Дети обычно способны к такому взгляду.

«Полярный экспресс» давно стал главной новогодней книгой англоязычной детворы. Шутка сказать — 64 издания за 30 лет! 7 миллионов экземпляров. «Джуманджи» (32 издания) — такая же безусловная классика жанра.

Хотя Крис Ван Олсбург создает очень короткие и выразительные истории, они настолько пластичны, что могут раздвигаться до каких угодно пределов. Это легко доказали фильмы с теми же названиями («Полярный экспресс» и «Джуманджи»), в которых действие было растянуто до полного метра, а «Джуманджи» еще и получил недавно свое продолжение. Прекрасное кино. Но его суть прекрасно укладывается в короткие рассказы, лежащие в их основе.

Сам же автор показал, что умеет делать нечто прямо противоположное — ужимать и сокращать. Он взял для своих «Хроник Харриса Бардика» 14 длинных рассказов мастеров магического жанра, где среди прочих рассказы Стивена Кинга, Лоиса Лоури. И сократил их, оставив только наиболее существенное. Получилось очень впечатляюще. Мастер есть мастер.

Хотя Крис Ван Олсбург писатель детский, для классика невозможно задать определенную возрастную группу его читателей. Тот, кто любит Борхеса, Маркеса, Карпентьера, Жоржи Амаду или Павича, не может не полюбить иллюстрированные истории Ван Олсбурга.

Издав «Полярный экспресс» и «Джуманджи», издательство «Карьера Пресс» задержалось с другими книгами. И вот теперь наступила очередь «Сада Абдула Гасази». Ведь здесь все было впервые. До нее никто не знал, что книги для детей могут быть такими… исходящими из того, что у детей уже есть сложные отношения с тем, что считать реальностью.

По материалам: Лабиринт, Юрий Шипков


Вас может заинтересовать:

Вход

Регистрация

Вам не придется подтверждать свой емэйл прямо сейчас.

Восстановление пароля

Cloudim - онлайн консультант.