Ирина Ющенко, -
Книга Рене Шафрански «Советы на каждый день», изящная обманка: вроде бы детектив (и хороший детектив), а на самом деле размышление о том, как нас учили жить с гневом и почему это не работает.
Завязку можно просто брать и публиковать в каком-нибудь фейсбучном сообществе психологов или группе женской взаимопомощи. Молодая женщина случайно знакомится с многообещающим художником, много лет живет с ним сначала в гражданском, потом в юридически оформленном браке. Все совершенно по классике – она «не работает» (читай, занимается организацией его выставок, продажей его картин, статьями о нем в прессу – ну зачем нам нанимать кого-то постороннего, говорит муж, ты же у меня умница, а мы семья), всячески его «понимает» (поддерживает во всем, позирует для его картин, после его измены ищет причину в себе, читает книги о том, как спасти брак, заставляет себя поверить ему, когда он говорит, что это было случайно и больше никогда), но в конце концов выясняется, что «больше никогда» на самом деле означает «любовница ждет ребенка». И тогда жена уходит и уезжает в маленький приморский городок, лишь бы только подальше. Но городок находится слишком близко к Нью-Йорку, и однажды ее бывший муж вместе с той самой женщиной, уже своей новой женой, покупает роскошный особняк – он известный художник, он может себе позволить. А его бывшая жена работает в газете и снимает дом, переделанный из старого курятника, потому что это все, на что ей хватает. Все население города делится на две группы, и она – среди местных жителей, которые работают здесь и с трудом сводят концы с концами, а он – среди богатых «летних», которые наезжают из Нью-Йорка на отдых, покупают шикарные дома, взвинчивают цены и чувствуют себя хозяевами положения.
Потом художника и его новую жену убивают, и тут, собственно, начинается детектив.
Героиня, по сути, очень хороший человек. Она именно такая, какими приучают быть женщин – внимательная, уступчивая, строгая к себе и готовая понять других. На пороге развода она дает себе зарок никогда не ожесточиться и не озлобиться и тщательно его блюдет, не позволяя себе гневно возразить ни когда новая жена ее бывшего мужа оккупирует спортивную секцию, где занимается героиня, ни когда бывший муж с видом «а что такого» просит одолжить ему его же подарок, старый скетчбук с набросками, который необходим для грандиозной выставки-ретроспективы в его честь. Героиня старается понять всех и при этом сохранить свою душу в чистоте – но совершенно выпускает из виду одну простую, но неочевидную вещь: «не озлобиться» не значит вовсе не испытывать гнева, «не ожесточиться» не равно запретить себе любые его проявления. Можно очень долго прятать некрасивые, не подходящие для хорошей женщины чувства, можно скрывать их даже от себя самой, но подспудно ты все равно будешь знать, что они есть. И когда происходит страшное преступление, первое, что приходит в голову – а не с моего ли это внутреннего котла наконец сорвало крышку?
И постепенно, очень постепенно героиня начинает осознавать: для того, чтобы не озлобиться, надо для начала хорошенько разозлиться. Чтобы не ожесточиться, надо сначала сказать все жестокие слова, какие только просят выхода. Демоны – и не только эти, - не уходят оттого лишь, что ты благонравно зажмуришь глаза, выпрямишься и не касаясь спинки стула трижды прочтешь «Отче наш», устремившись помыслами к возвышенному. Демоны – это часть нашей души (идея тем более неприятная, что ее активно эксплуатировал в своем творчестве бывший муж героини). Гнев – средство самозащиты. Постоять за себя не значит стать плохой и злой. Этому не учили женщин поколения героини. Этому ей приходится учиться самой.
Кстати, в книге есть женщина на поколение младше, которая тоже сталкивается с изменой мужа, и проживает ее уже в совершенно ином духе – искренне страдая и искренне гневаясь. Есть мужчина, он находит иной выход гневу добытчика, которому год от года все тяжелей содержать семью. Есть все население маленького городка, обремененное единым на всех гневом в адрес тех, из-за кого жизнь с каждым днем становится все дороже. И глядя на них на всех героиня начинает кое-что понимать о жизни.
Интересно, что скажут об этой книге наши дочери, следующее поколение. Надеюсь, как минимум удивятся.
P.S. Ну и традиционная чуть ли не для всех книг этого издательства галерея женских образов – боевая подруга, умеющая добыть любую информацию; дерзкая юная журналистка, которая еще только пробует одной ногой взрослый мир, но бесстрашно врывается в самую гущу событий, если об этом можно сделать хороший репортаж; и наконец, тетушка Лада, бывшая советская подданная, которая сыплет русскими пословицами, курит «Балкан собрание» - боже, благослови минский смог, - и, кажется, обожает слегка veshat lapsha na ooshe всем тем, кто имеет неосторожность увидеть в ней божий одуванчик