Одиссея Петрарки

«Последующие годы Петрарка много путешествовал, в том числе во Фландрию, Богемию (Чехия) и Париж, который был тогда средоточием средневековой культуры. И именно здесь Петрарка открыл для себя труды Блаженного Августина, который в четвертом веке был последним великим философом Римской империи. У Блаженного Августина были глубокие, а иногда и глубоко противоречивые отношения с христианством. Именно ему удалось соединить философию Платона с христианской доктриной, придав последней отсутствовавшую прежде интеллектуальную привлекательность и глубину. Как мы уже знаем, именно пробуждение интереса к Платону оказало решающее влияние на эпоху Возрождения.

Почти за полтора тысячелетия до того, как французский философ XVII века Декарт подверг все сомнению и пришел к знаменитому фундаментальному выводу, пережившему всякий скептицизм, — «Cogito, ergo sum» (мыслю, следовательно, существую), Блаженный Августин предварил его удивительно похожей максимой «Si fallor, sum» (приблизительно: «Если я ошибаюсь, я существую»). Этот великий шаг к самопознанию и к самореализации впоследствии оказал огромное влияние на Петрарку и определил его вклад в философию гуманизма. В гуманизме рождалось новое человечество, не меньше. И где бы ни был Петрарка, труды Блаженного Августина всегда находились при нем.

Петрарку называют «первым туристом», так как он постоянно искал достойные внимания места и достопримечательности. Он также поставил себе целью посетить монастыри и древние церкви, известные своими библиотеками. Его поиски в конечном итоге привели ко многим захватывающим библиографическим открытиям, подарив миру прежде забытые рукописи или установив авторство безымянных. И где бы он ни оказывался, повсюду он заводил близкие и прочные дружбы, которые будет потом поддерживать постоянным потоком писем.

В возрасте тридцати двух лет Петрарка на юге Франции поднялся в сопровождении своего брата Джерардо и двух слуг на вершину Мон-Ванту высотой более 6000 футов. Сам он утверждал, что его вдохновил подвиг царя Филиппа V Македонского (дерзкого потомка Александра Македонского), поднявшегося на 5000-футовую гору Гемо в 200 году до н. э. Петрарка, возможно, и был вдохновлен своим античным предшественником, но душевное преображение, вызванное этим восхождением, обогнало даже его собственное время. Часто полагают, что английские поэты-романтики начала девятнадцатого века были первыми, на чье творчество оказали влияние красоты природы. За четыре века до этого Петрарка тоже преобразился благодаря своему опыту общения с природой, но несколько иначе.

Поднимаясь к вершине Мон-Ванту, Петрарка, несмотря на свою усталость, не мог не восхищаться открывающимся перед ним видом. В одном направлении вид простирался вплоть до голубого Средиземного моря близ Марселя; в другом внизу лежала долина Роны и горы за Лионом. Достигнув наконец вершины горы, он вынул из сумки экземпляр «Исповеди» Блаженного Августина. Случайно она распахнулась при следующих словах:

И отправляются люди дивиться и высоте гор, и громадности морских валов, и широте речных просторов, и необъятности океана, и круговращению созвездий — и оставляют сами себя.

Петрарка закрыл книгу, «в гневе на себя за то, что и теперь все еще дивлюсь земному, когда давно даже от языческих философов должен был знать, что нет ничего дивного, кроме души, рядом с величием которой ничто не велико! Тогда, поистине удовлетворившись зрелищем горы, я обратился внутренним зрением к себе, и с того часа никто не слышал меня говорящим до самого конца спуска: те слова
задали мне достаточно молчаливой работы… я в молчании думал,
как скудны благоразумием смертные, которые в небрежении о благороднейшей части себя рассеиваются на многое и растрачиваются на пустые зрелища во внешней погоне за тем, что могли бы найти внутри себя». Он корил себя за то, что только недавно предпочел внешние красоты природы внутреннему миру: «…сколько раз в этот день, озираясь на обратном пути, я бросал взгляд на вершину горы! И она казалась мне едва одного локтя высотой рядом с высотой человеческого созерцания».

Реакцию Петрарки в этом случае можно интерпретировать
по-разному. Некоторые видят в ней свидетельство появления нового человека, проявляющего себя во всей гармоничной полноте и достигающего незнакомого прежде понимания сути вещей. Напротив,
другие полагают Петрарку разрывающимся между средневековым
сознанием и тягой к приключениям и открытиям, присущей духу
эпохи Возрождения, — конфликт, который стал толчком к созданию
лучших его работ. В любом случае очевидно, что Петрарка сумел реализовать себя именно как личность, отдающая должное и внешнему и внутреннему миру».


Фрагмент из книги «Флорентийцы. От Данте до Галилея: трансформация Западной культуры» — историческое исследование истоков Ренессанса Пола Стратерна 

Вас может заинтересовать:

Вход

Регистрация

Вам не придется подтверждать свой емэйл прямо сейчас.

Восстановление пароля

Cloudim - онлайн консультант.