По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю. Это около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
При этом зависимость ребёнка от экрана чревата многими неприятными последствиями: помимо нарушения зрения, дефицита движения и испорченной осанки она так же приводит к неспособности концентрироваться на одном занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, рассеянности, отставании в развитии речи. Дети, привыкшие подолгу смотреть телевизор, быстро переключаются между занятиями, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, а многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой.
Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Многие педагоги отмечают у них снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем‑то занять себя. Они не умеют выдумывать новые игры, сочинять истории и фантазировать, создавая свой собственный мир детства. Им скучно рисовать, лепить, клеить, строить, петь, читать и даже общаться друг с другом. Даже встречаясь с друзьями они стремятся вместе посмотреть мультики или поиграть в игры на планшете. Корме экрана их больше ничего не интересует и не увлекает. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная активность блокируется.
Одна из причин экранной зависимости – присутствие телевизора в качестве фона домашней жизни. Другая причина – использование планшета для воспитания, утешения и развлечения скучающего ребёнка.
Преодоление экранной зависимости требует от родителей времени и сил. Но чем младше ребёнок, тем легче и эффективнее отучить его от привычки проводить большую часть своего времени за просмотром мультфильмов. Для маленького ребёнка проще ограничить доступ к экрану и исключить свободное пользование телевизором. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребёнка. В режиме дня нужно выделить для просмотра телевизора определённое время - не более часа в день.
Длинные фильмы или мультфильмы первый раз лучше смотреть вместе с ребёнком, помогая ему понять происходящее, комментировать и объяснять не понятные места. А после просмотра полезно обсудить увиденное. Попросить рассказать о чем был фильм, или даже разыграть какую-нибудь сценку из него.
Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной и умственной, и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.
Так же постарайтесь организовать «разгрузочные» от телевизора дни с последующим поощрением ребёнка.
Именно о проведении таких дней вы можете прочесть в книге «Медвежата и слишком много телевизора». Семья медвежат на своем примере покажет малышу, сколько всего интересного он может открыть для себя в реальном мире, и вдохновит на такой же эксперимент с отказом от телевизора. А родителю напомнит, что если такая проблема есть, она касается не только ребенка. Решать ее нужно вместе.
Сказанное выше отнюдь не означает, что стоит полностью исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Сейчас выходит много красивых познавательных мультфильмов, которые многому могут научить малыша. Но не забывайте, что все хорошо в меру.