Что значит книга подходит по возрасту? И для детей какого возраста подойдет книжка-картинка?
Очень часто хочетс приобрести книгу поувесистей. Чем руководствуется родитель? во-первых, надолго хватит, чтобы читать с ребенком. Во-вторых, представлением о том, что ребенок (чем раньше, тем лучше) должен слушать длинные истории, повести. Очень часто к этому общему представлению о том, какие книги нужны ребенку, добавляется абсолютная уверенность в том, что ребенок перерос книжку. Но на каком основании мы принимаем такие решения?
Что такое книжка-картинка?
Чем книжка-картинка отличается от иллюстрированной книги?
Иллюстрации в буквальном смысле слова иллюстрируют - то есть показывают - некоторые сцены повествования. Рассматривая иллюстрации, не прочитав книгу, практически невозможно понять суть происходящего в книге, поскольку иллюстрации выхватывают отдельные, подчас ключевые моменты повествования
По иллюстрациям книжки-картинки практически всегда можно рассказать сюжет. Они обязательны на каждом развороте. При чтении внимание последовательно переключается с текста на картинку, и картинка (в перерывах между текстом) добавляет информацию и смысл.
Книжка-картинка рассчитана на тех, кто не может справиться с большими текстами?
Как раз наоборот. Когда ребенок читает сам книжку-картинку, он полновластный хозяин своего маленького королевства книги. У него есть время на размышления, когда он разглядывает образы и сцены. Он может пройтись по книге, пересмотрев иллюстрации. Он может прочитать лишь текст.
Иллюстрации пробуждают эмоциональное сопереживание не в меньшей степени, чем текст. Поэтому если говорить о книге, как о важном ресурсе по развитию души, то книжка-картинка имеет очень большой потенциал
Таким образом,
1. Да, первая книжка - это всегда книжка-картинка. Вызывает интерес, приковывает внимание, позволяет ребенку отвлекаться и это не мешает процессу, до конца книги вы всегда доходите.
2. Первое чтение - самостоятельное чтение - это книжка-картинка. Когда буковки превращаются в осмысленный текст - нет большей радости для ребенка сказать, "Я сам это все прочитал". И главное - ведь он понял все. И это было интересно.
3. Чтобы обеспечить включение и эмоций и интеллекта - читайте книжку-картинку в возрасте 5-7 лет.
4. Книжки-картинки остаются важным ресурсом и дальше - и в восемь, и в девять лет. Здесь уже важное значение имеет тема. Дело в том, что формат книжки-картинки позволяет раскрыть идею визуально-образным языком. Так, что ребенок сам докопается до того "что хотел сказать автор". И при этом ребенок не будет поставлен в "педагогическую" ситуацию, в которой он, в общем-то, и не хочет оказываться (а кто любит, чтобы его воспитывали?). Таким образом в более старшем возрасте книжка становится элементом самостоятельности, воли, свободы. И это важно, чтобы ребенок чувствовал, что он сам что-то сделал, сам прочитал, сам понял. Форма подачи - адекватная для 8-9 лет. Главное - тема, которая поднята в книге. И очень важно не обесценить ее значимость ля ребенка. И не перепутать что интересно родителю, а что - ребенку.
5. Книжка-картинка как жанр литературы существует более ста лет. Авторы, работающие в этом жанре, особенно в наш век дизайнерского, визуального бума, становятся невероятно востребованными не только в детской литературе, но и значительно шире. И работы в жанре книжки-картинки становят подчас эстетическими шедеврами. Они становятся невероятно важным ресурсом развития не только литературной, но и хдожественной культуры.
Давайте не будем забывать об этом, и, выбирая книжку ддлядетей, давайте ориентироваться не только на то, как много в книге слов, но и на то, насколько книга важна для ребенка в целом, как она затронет его пытливый ум, трепетную душу, художественное восприятие.