Ребенок не любит читать. Начните с "Волшебного дома на дереве"

Никак не хочет читать! Время такое... А если пойти проверенным путем? Правда-правда. Если следовать классическим рекомендациям по развитию детского чтения?

25 лет родители, учителя, библиотекари и дети считают приключения Энни и Джека, героев серии книг "Волшебный дом на дереве", буквально "волшебными": начав читать, ребенок становится увлеченным читателем.

На самом деле никакой мистики. Просто психология. Ребенку не хочется заниматься чем-то нудным, скучным, непонятным (а кому хочется?). Вот если бы его просто увлекло... Прямо с первой страницы. Да что там - с первой строки!

Вот если бы приключения... Чтобы случилось что-то такое! Что-то такое, что хотелось бы узнать, чем закончится.

И чтобы герои были ну такие, чтобы как-будто это со мной происходит.

Ну и не пугайте меня толстенными томами.

И чтобы все понятно, ну, те слова, которыми пишут. Это же не урок, нечего меня учить...

Ребенок хочет, чтобы было интересно, легко. А разве мы - взрослые - хотим, чтобы ребенку было тяжело? (Да, да, нужны ситуации, на которых ребенок учиться упорному труду, упорному движению к цели, преодолению себя, воспитанию воли, умению трудиться - что там еще в нашем родительском списке? - но только не сейчас, на другом на чем-нибудь, не на книгах, пожалуйста, он хочет, чтобы было ИНТЕРЕСНО!) Вот и прекрасно. Вы целиком на стороне ребенка. Дальше все просто: нужна книга, которая будет отвечать вот этим интересам ребенка.

Заметьте, в этом списке "желаний" ребенка нет таких критериев, как "книга, которую мама очень любила в детстве", "книга, которая меня научит хорошему", "книга, которую обязательно нужно прочитать по списку учительницы на каникулы", "книга, которая понравилась сыну папиного коллеги по работе", "книга, которая бабушке хочет, чтобы почитали вслух". Потому как это может и не отвечать интересам ребенка.

Ну и мы почему-то забываем, что литература - это целая отрасль знания, отдельная дисциплина, отдельный вид искусства. И как в любом деле - в литературе есть свои эксперты, критерии оценок, рекомендации, классификации, рейтинги. В литературе есть профессионалы. И помимо нашего личного пристрастия к чему-то (конфетам!), есть рекомендации професссионала (много сладкого непоправимо выведет из строя ваш организм), на которые мы опираемся. И в детском чтении так. Никакой мистики. 

Есть книги, классика детского чтения, классика мировой литературы, лучшие книги, книги, которыми зачитываются, от которых не отрываются, продолжение которых ищут, прочтя которые "нечитающие" дети хотят читать. В числе таких книг приключенческая и историческая серия "Волшебный дом на дереве". В этом году серия празднует 25-летний юбилей. Идут съемки художественного фильма про приключения Джека и Энни. Тиражи - огромные (53 миллиона экз.). Количество переводов на иностранные языки - ошеломляет (более 20). 

С этого можно и начинать самостоятельное чтение. Этим можно и продолжать погружение ребенка в чтение.

На русском языке вышло четыре книги (всего их более 40):

Динозавры в сумерках

Рыцари на заре

Мумии поутру

Пираты пополудни

Почему это захватит юного читателя?


  • Приключение, И в каждой книге Джек и Энни попадают в разные исторические эпохи и в разные географические места - то к пиратам и ищут клад, то в эру динозавров и спасаются от преследователя-хищника, то летят на луну, то оказываются в египетской пирамиде (с мумиями!), то примеряют на себя рыцарские доспехи в замке и т.д. 
  • Завязка происходит стремительно, буквально на первых страницах, нет долгой раскачки, сразу понятно - вот оно, случилос, началось!
  • Текст построен диалогах, что добавляет динамичности.
  • Предложения короткие, лексическая сложность текста позволяет ребенку начальной школы проглатывать текст, все понимая (кстати, в мире разработаны специальные показатели лексической сложности текстов, и на них очень важно ориентироваться, если хотим, чтобы текст был "по зубам")
  • Главные герои брат и сестра - так что если у ребенка и возникает необходимость отождествления с главным героем - это очень легко сделать
  • Характеры героев находятся в оппозиции - брат очень сосредоточенный и рассуждающий, стремиться все разузнать и взвесить доводы, все записывает, сестра - эмоциональная, восторженная, ее поведение продиктовано скорее чувствами, чем мыслями
  • В каждой книге брат и сестра попадают в сложную ситуацию (которая вызвана тем, что они не просчитали до конца, чем обернется их желание), для того чтобы выбраться из нее, им нужно проявить разные свои качества, и обязательно - взаимопомощь. Отношения брата и сестры друг с другом в этитх книгах всегда являются ключевым фактором.
  • Много интереснейших фактов. А поскольку Джек всегда носит с собой блокнот и любит все записывать, то факты всегда перед глазами читателями. Пожалуйста, можно отнести эти книги и к развивающе-познавательной литературе, а не только к приключенческой. Мэри Осборн к каждому приключению Джека и Энни составила отдельное приложение, которое называется "охотники за фактами". В этих "научно-популярных" приложениях Джек и Энни рассказывают ребятам научные факты (в каждой книге свои, например в книге про Египет рассказано про историю Египта, как жили люди в древнем Египте, какие были фараоны, какие боги были у древних египтян, как они изготавливали мумии и как строили пирамиды, как ученые в наши дни изучали эти пирамиды и многое другое - очень полезное и очень интересное). Это не энциклопедия. Это именно рассказ. Визуально очень понятно для ребенка оформлен
  • Шрифт - крупный
  • Абзацы короткие
  • Книги - не толстые - это важно, если юный читатель взвешивает "риски" - одолею или нет? и как долго я буду над этим корпеть? Собственно приключения занимают 64 страницы. Первые две книги - про динозавров и про рыцарский замок - так и изданы, только приключенческая часть, в которой элементы научно знания вплетеныв в ход повествования. А книги про мумий и про пиратов - 192 страницы. Помимо приключения здесь же, под одной обложкой, есть и научно-популярная часть "Охотники за фактами".
  • В книгах есть рисунки. Так что они занимают добрую часть книги. Что для первого самостоятельного чтения важно. Читать и разглядывать. Научно-попоулярная часть "Охотники за фактами" также построена на рисунках, схемах кораблей, пирамид, фотографий главныйх исследователей, предметов быта и т.д. Поскольку книги ориентированы на детей старше семи лет, то - как это принято для книг, предназначенных для детей этого возраста, рисунки черно-белые.


Так что если вы хотите, чтобы дети стали сами читать и прониклись чтением, то попробуйте сделать шаг назад и посмотреть, как вы выбираете книгу ребенку, какие у вас критерии выбора книги для чтения, действительно вы ориентируетесь на потребности юного читателя/нечитателя, или ориентируетесь на свои представления о том, что нужно читать "в его-то годы", может быть чуть-чуть подправить ваше представление о том, какую книгу вы хотели бы видеть в руках вашего ребенка. Однозначно - хорошую. Однозначно - классику. Однозначно - с высоким рейтингом популярности. Однозначно - интересную. 

Многое из мировой детской классики тольк-только начало издаваться, слышали вы о классических детских книгах? Действительно вы выбираете из лучшего? Или опираетесь в выборе только на тот круг книг, о которых слышали, которые сами читали. Но ведь так много не издавалось прежде на русском языке, классического.

Как выбрать книгу для чтения ребенку? Обращайтесь к экспертам.






Вас может заинтересовать:

Вход

Регистрация

Вам не придется подтверждать свой емэйл прямо сейчас.

Восстановление пароля

Cloudim - онлайн консультант.